Сын фермера из Мичигана

4.8/5 оценка (4 голосов)

  Его история звучала неисчислимое количество раз, из его уст в том числе: как он в возрасте 12 лет впервые увидел в сельской местности Мичигана трактор с паровым двигателем - это было в 1875 году - и сразу же был им очарован. Форд сообщал о своем ненасытном интересе к любого рода механизмам и необычайном таланте к пониманию их - благодаря этим качествам всего через четыре года (в возрасте 16 лет!) он уже умел управлять локомобилем.

  В 1885 году гениальный механик впервые получил возможность разобрать и отремонтировать немецкий газовый двигатель разработки Отто. Форд не был особенно впечатлен. Двумя годами позже по этому образцу он сконструировал свой первый одноцилиндровый двигатель. Весной 1893 года отправился в путь Ford № 1 - «настоящее стихийное бедствие», по признанию его создателя, потому что это была единственная машина на бензине во всей округе, от которой шарахались все лошади. В 1896 году, после добрых 1 600 км пробега, Форд наконец продал свой первый опытный образец, чтобы вскоре приняться за разработку второго.

  В 1899 году он становится частным предпринимателем. Однако новое столетие началось для Генри с горькой неудачи: его Detroit Motor Company обанкротилась в январе 1901 года. Однако это не очень-то смутило Форда. Уже 16 июня 1903 года он учреждает Ford Motor Company. Огромный рынок манил: в 1900 году в США насчитывалось 30 млн. лошадей и лишь 8000 автомобилей. Поэтому неудивительно, что не только Форд, но и многие другие любители автомобилей на просторах огромного континента одновременно пытали счастья в области автомобилестроения. Но только Форду удалось впоследствии построить уникальную индустриальную империю. Объяснить этот феномен легко и просто: Форд хотел, в отличие от других производителей того времени, строить машины для широких масс. Это был абсолютно новый подход. Другие ориентировались на те 1,25 млн. американцев, которые в 1900 году были в состоянии выложить 1000 и более долларов за автомобиль. А Форд думал о фермерах Среднего Запада, живущих далеко от крупных городов, так называемых «маленьких людях».

  Именно их осчастливил Форд в 1908 году своей T-Modell - очень простой в управлении и одновременно выносливой, как никакая другая, машиной. Из маленькой мастерской в течение двух десятков лет получился крупнейший в мире автозавод, который к началу 1920-х выпустил почти 2 млн. автомобилей - больше, чем все остальные автопроизводители, вместе взятые. При этом выпускал он одну-единственную модель. Форд изобрел не только свою T-Modell, но и рациональный метод серийного производства. В рамках общей организации каждый отдельно взятый производственный этап был настолько упрощен, что в середине 1920-х T-Modell сходила с конвейера буквально каждую минуту. Слаженная работа отдела логистики обеспечивала доставку продукции минута в минуту, больших складских помещений на заводе не было, а запасов комплектующих хватало максимум на 30 дней.

  Еще перед началом Первой мировой войны производство Форда функционировало самостоятельно. «У меня здесь нет занятия - мне нечего делать», - цитировал основателя фирмы Engineering Magazine в апреле 1914 года. К этому времени на Форда работало 15 000 человек. В первой мастерской, в 1901 году, у Генри Форда, которому теперь якобы нечем было заняться, было всего лишь три сотрудника. В середине 1930-х на главном американском заводе Форда работало уже 75 000 рабочих, из которых только 800 сотрудников были на ставке - Форда отвращало все, что не было связано с производством в прямом смысле этого слова, вообще все, что могло сбить с ритма четко отлаженный рабочий процесс.

  Вся огромная машиностроительная империя была задействована для выпуска одной-единственной модели. Производственная концепция T-Modell постоянно совершенствовалась. Однако огромный успех единственной модели мешал разработке автомобиля-преемника (три десятилетия спустя ситуация повторится на заводе в Нордхоффе с Volkswagen Kafer). Пока трубы дымят и темпы производства не падают, никто не задумывается о будущем.